На главную | Статьи | Фото | Фотофорум антикризисный: новые тенденции или старые болезни?

Фотофорум антикризисный: новые тенденции или старые болезни?

От
Размер шрифта: Decrease font Enlarge font
Фотофорум антикризисный: новые тенденции или старые болезни?

Интернет пестрит негативными отзывами о прошедшем недавно в Москве Фотофоруме. Но обоснованы ли они? Действительно ли мероприятие стало хуже, или это естественный процесс приспособления к имеющимся реалиям?

Итак, перенесемся мысленно на полторы недели назад. 10 апреля, раннее утро, холл «Крокуса Экспо», где все и происходит. Визитеров немало, хотя ажиотажа, безусловно, нет. И, надо отдать должное устроителям, регистрация происходит очень быстро; экономить на ее организации не стали. Теперь можно пройти и в сами залы, отданные на откуп лидерам фотоиндустрии, а также всем тем, кто так или иначе связан с обработкой и печатью картинок.
На первый взгляд, глобальные изменения в глаза не бросаются. Мы сразу видим огромные стенды Sony и Canon, причем, не склонив голову перед лицом нынешних экономических сложностей, Sony в этом году заметно расширила площадь своей экспозиции, организовав несколько демонстрационных площадок – с девушками, лицедеями и фотографами. Все они, как могли, привлекали внимание собравшихся.
А что у нас с техническими новинками? Sony активно достраивает свою систему цифровых зеркальных камер. Причем на данный момент тушки уже наличествуют в полном ассортименте. Любительский сегмент закрывают А200, А300 и А350. В качестве рабочей лошадки профессионала средней руки неплохо смотрится скорострельная и надежная А700. Есть и полнокадровая камера – А900, она подойдет для самых требовательных фотографов. А вот со стеклами несколько сложнее, в этой области выбор мог бы быть и богаче. Хотя прогресс есть, с этим глупо спорить – впрочем, не все его плоды можно было в полной мере вкусить на Фотофоруме. Самые впечатляющие новинки – такие, как новый супертелеобъектив, представленный в специальной витрине – опробовать было нельзя. Жаль, конечно – но такой подход довольно традиционен для всех компаний, не только для Sony. Впрочем, и производителей можно понять – демонстрация образцов pre-production может привести к нежелательным для них последствиям, да и интерес у публики скрытность может в определенных случаях подогреть. За примерами далеко ходить не надо – на специализированных интернет-форумах темы, посвященные тому или иному девайсу, разрастаются до неимоверных размеров задолго до анонса самого продукта. Посему маркетологи дают пощупать новинку строго тогда, когда считают нужным.
Суперстекла – это, конечно, хорошо и любопытно; но если быть до конца честным, снимают ими очень немногие. Цена, да и массогабариты – мощный сдерживающий фактор. Посему гораздо больший интерес для обычного фотографа представляет оптика среднего класса – а вот здесь у Sony до сих пор имеется лакуна. Почему? Все дело в том, что производство цифровых зеркальных камер очень и очень сложно, и наладить его с нуля мало реально, даже для такого гиганта, как корпорация из токийского района Минато. Поэтому новая система – Альфа – создавалась на основе достижений компании Konica Minolta. А мощности по производству оптики, принадлежавшие Минолте, находились на момент продажи не в лучшем состоянии. Поэтому-то первоначально основной упор был сделан на производство несложных, массовых объективов, а также, напротив, стекол совершенных и дорогих. Такой выбор понятен – без доступных линз, которые можно включить в состав «китового» комплекта вместе с самой камерой, не видать быстрой экспансии, экспресс-захвата рыночной доли. Дорогие стекла делались потому, что для их производства не требуется серьезных мощностей, так как спрос на них, по указывавшимся выше причинам, невелик. При этом топовые модели полезны даже для продвижения продукции начального уровня – ибо очень многие новички, выбирая себе первую камеру, ориентируются и на флагманы тоже. Во-первых, они полагают – и не без оснований – что ноу-хау, наработанные при создании супертехники, постепенно появятся и в бюджетных моделях. Во-вторых, многие из них хотят иметь возможность произвести в будущем безболезненный апгрейд.
Вот потому-то стеклам среднего класса и уделялось до последнего времени внимания гораздо меньше, чем они того заслуживают: надо было заполнить другие сегменты. Теперь, когда сей процесс, в значительной мере, завершен, ситуация наконец-то сдвинется с мертвой точки. Так, по словам Андрея Курганова, представлявшего подразделение Цифрового фото и видео компании Sony, инженеры корпорации осведомлены об имеющихся пробелах в линейке – и они сделают все, дабы их ликвидировать. Впрочем, о конкретных новинках, которые мы могли бы ожидать в ближайшем будущем, господин Курганов не распространялся. Но я бы удивился, если бы такая информация была дана – что ни говори, а для мировых премьер Фотофорум дозреет еще не скоро… Теперь перейдем к стенду Canon – второму по размеру на нынешнем Фотофоруме. Тут все традиционно – основной упор сделан на обеспечение возможности безпроблемного теста техники компании. И это очень правильный подход, потому как желающих всегда бывает много, и к столам с техникой формируется стихийная очередь.
Были представлены и любопытные новинки – среди них новый тилт-шифт объектив L-серии TS-E 17mm f/4. Что такое шифт-объектив? Это объектив с контролем перспективы – то есть фотограф может сдвигать и наклонять его линзы по отношению к плоскости матрицы. Благодаря этому мы можем получить кадр, скажем, со зданиями правильной, неискаженной формы. Или, например, возможно целиком оставить резким предмет, расположенный под углом к снимающему. В-общем, вещь интересная, хотя и не без некоторых минусов. Так, светофильтры с TS-E 17mm f/4L будет использовать затруднительно – как и у всякого сверхширокоугольного объектива, его мениск выступает далеко вперед оправы.
К сожалению, данное стекло можно было только повертеть в руках – снимать с его помощью не разрешалось, это предпродажный экземпляр. А вот другую новинку – Canon 500d - испытывали в полную силу. Разумеется, возможно было пользоваться и более старыми тушками и линзами, ассортимент их был традиционно широк.
Чуть далее вглубь зала расположился стенд Nikon – и упор также делался на тестирование потенциальными покупателями выпускаемой компанией техники. Самых свежих новинок, правда, здесь не было. Так, новейший Nikon D5000 был официально анонсирован четырьмя днями позже. Но и имеющийся парк устройств весьма впечатлял, тот же D3X, например.
Вполне логично было бы посетить теперь стенды Pentax, Olympus Panasonic. Но… Эти компании решили проигнорировать в нынешнем году Фотофорум. Прискорбно. С одной стороны, необходимость экономии в нынешних условиях вполне понятна – кризис, да. Но, однако ж, при всем при этом терять связь с потребителями тоже не стоит. Не обязательно же строить гигантский стенд и проводить масштабное шоу – вполне хватило бы и небольшого павильона с тушками и объективами. Кстати, продукция этих фирм была представлена на витринах некоторых торговых организаций, выставлявшихся на Форуме – но это совсем не то, чего бы хотелось. Потому как протестировать ничего было нельзя. Вот тут-то мы и столкнулись с новыми тенденциями Фотофорума-2009 – и, при ближайшем рассмотрении, они подозрительно напоминают старые болячки, характерные для нашего рынка в девяностых и начале нулевых. Большая часть фирм, представленных на Форуме, явно была ориентирована на заключение конкретных сделок, а вовсе не на донесение до потребителя общей информации о своем товаре.
Стратегия понятная и, в нынешних условиях, оправданная – но само мероприятие она никак не красит. Слишком уж много – иначе не скажешь – ларьков было ориентировано на продажу безымянных пультиков, вспышечек, фонов и тому подобной периферии. Вещи, конечно, нужные – но от Фотофорума ждешь немного не того. Это добро было в изобилии представлено и в прежние годы, но сейчас оно особенно бросается в глаза.
Так что же, можно сказать, что претензии критиков обоснованы? На самом деле, это не вполне так. Потому что основной всплеск недовольства был вызван отнюдь не указанными негативными тенденциями, а банально тем, что мероприятие стало менее шикарным и красочным. Ну да, девушек-моделей в этом году и в самом деле меньше. Да, машина была выставлена всего одна. Но стоит ли за этим добром ходить именно на Фотофорум?.
Еще одна актуальная тенденция – увеличение на мероприятии удельного веса фотопечатников. Очевидно, их меньше затронули экономические сложности. Возможно предсказать и основные тенденции, ожидающие нас в ближайшей перспективе – это добавление возможности печати фотографий в банкоматы и аппараты для приема наличности, а также популяризация фотокниг. Судя по информации, выдаваемой производителями соответствующей аппаратуры, определенный портфель заказов у них уже есть, клиентскую базу с нуля формировать не придется.
Однако Фотофорум – это не только разнообразная техника, это не только шоу. Это еще любопытные мастер-классы, семинары и конференции. Наибольший интерес среди такого рода мероприятий представляет доклад о перспективах отношений государства и фотобизнеса – просто потому, что значительная часть информации, в нем озвученной, прямо касается потребителя. Самая интересная новость – это планируемое в ближайшее время расширение списка технически сложных товаров, относительно которых требование покупателя об их замене удовлетворяется только в случае наличия в них существенных недостатков. Отныне туда будут включены фото- и видеотехника, телевизоры высокого разрешения, флешки и флеш-карты, кондиционеры и многое, многое другое. Новость для нас не радостная – права потребителя серьезно сокращаются. С другой стороны, как справедливо заметил докладчик, за все в любом случае платит сам покупатель, цена обмена уже заложена в стоимость самого товара. Впрочем, удешевления попавших в список товаров я бы лично не ждал.
И не только из-за жадности продавцов, но и потому что есть еще одна крайне негативная для нас новость – перевод таможен непосредственно на границу. Если раньше товар можно было обработать, например, в Москве – то сейчас уже нет. А через два года это можно будет сделать только у самых рубежей России. Разумеется, получаем дополнительные сложности, а стало быть, и увеличение себестоимости товара.
Было и еще много менее значимых, но не менее «радостных» новостей. Не будем их здесь приводить, дабы не вгонять окончательно нашего читателя в депрессию. В конце концов, нам не привыкать действовать в не самом дружественном окружении – справимся и на этот раз.
  • Поделиться в письме Поделиться в письме
  • Версия для печати Версия для печати
  • Текстовая версия Текстовая версия

Теги к материалу:

Тегов для материала нет