Развитие современных компьютерных игр все больше напоминает собой бесконечную гонку вооружений, где роль бомб и ракет играют комплектующие для PC, а расплачиваться за новые «фишки» приходится не государствам, а нам с вами. Четыре гигабайта оперативной памяти, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и третьих шейдеров, а также четырехядерный процессор совсем скоро окажутся минимальными системными требованиями даже для запуска совсем провального трэша. В попытке приблизить картинку в игре к фотореалистичной разработчики зачастую забывают о таких очевидных вещах, как интересность и стиль проекта. Последняя на сегодняшний день серия Prince of Persia дает понять – нет, еще не все потеряно, и даже такие гиганты, как Ubisoft, способны на смелые эксперименты.
Prince of Persia (2008)
Развитие современных компьютерных игр все больше напоминает собой бесконечную гонку вооружений, где роль бомб и ракет играют комплектующие для PC, а расплачиваться за новые «фишки» приходится не государствам, а нам с вами. Четыре гигабайта оперативной памяти, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и третьих шейдеров, а также четырехядерный процессор совсем скоро окажутся минимальными системными требованиями даже для запуска совсем провального трэша. В попытке приблизить картинку в игре к фотореалистичной разработчики зачастую забывают о таких очевидных вещах, как интересность и стиль проекта. Последняя на сегодняшний день серия Prince of Persia дает понять – нет, еще не все потеряно, и даже такие гиганты, как Ubisoft, способны на смелые эксперименты.
Жанр: action
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft Entertainment/«Акелла»
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Дата выхода: 9 декабря 2008 года/локализация – 17 декабря 2008 года
Системные требования: ОС: Windows XP/Vista. Процессор: Pentium IV 2.4 GHz или AMD Athlon 2400 . ОЗУ: 1 Gb (2 Gb для Windows Vista). Видеокарта NVIDIA GeForce 7800 GTX или аналогичная ATI Radeon с объёмом памяти не менее 256 Mb. HDD: 11 Пb.
Официальный сайт: http://prince-of-persia.uk.ubi.com
— Давай сыграем в игру…
— Грядет конец света, а ты предлагаешь сыграть в игру?
— Да, тогда мы умрем счастливыми!
Сказка-быль
Уставший от борьбы со временем и с судьбой принц попадает в песчаную бурю – обычное для Персии погодное явление. Буквально с первых его слов за душевное состояние известного героя начинаешь волноваться – принц во всю глотку зовет Фару. Пара минут и все становится на свои места – оказывается, так зовут осла принца. Опустошив одну из гробниц, наш герой нагрузил осла богатством и только-только собирался устроить себе спокойную жизнь. Дорогие ковры, десятки наложниц в гареме, восточные сладости… Эх, все это мечты, которым пока не суждено сбыться. От судьбы не уйдешь, поэтому на голову ничего не подозревающему принцу в буквальном смысле сваливается девушка, за которой гонятся стражники.
Спустя некоторое время оказывается, что симпатичную фемину зовут Элика. Она – не только принцесса, но и одна из последних хранителей Древа Жизни. Ценный артефакт-растение, как заведено в сказках, было срублено и в мир вот-вот ворвется Ахриман, бог смерти и тьмы. Устав от тысячелетнего заточения, он грозится погрузить мир во тьму – приказ босса в исполнение приводят четыре его служителя. Делать нечего – придется принцу на некоторое время забыть о собственном благополучии и в очередной раз спасти мир. Ну а заодно и поближе познакомиться с Эликой – благо напарница в этот раз выдалась на удивление симпатичная.
Несмотря на традиционную для серии Prince of Persia линейность сюжета, монреальское отделение Ubisoft предоставило нам право выбирать, в какой последовательности проходить игру. Путешествуя по уровням, парочка не только выделывает всевозможные акробатические па, но и очищает земли от Порчи – черной субстанции, поглотившей все вокруг. Достигнув конечного пункта назначения, Элика использует божественную силу Ормузда (который, кстати, после освобождения Ахримана, предпочел удалиться от мирской суеты) и превращает все вокруг в сказочный рай – с невероятно яркой травой, порхающими бабочками и сгустками света, именуемыми Семенами Света. Сам эффект преобразования «темной» земли в «светлую» реализован на диво красиво – такого терраформинга нам еще не доводилось видеть в экшенах.
Собирая упомянутые выше Семена Света, принц и Элика открывают путь в другие локации. Между открытыми и очищенными зонами проще всего передвигаться помощью карты, вызываемой клавишей Tab. Впрочем, чтобы открыть такой пространственный переход, следует поучаствовать в еще одной увлекательной мини-игре – своего рода аркадных гонках, где роль «автомобиля» выполняет парящая в воздухе Элика. На более поздних этапах открывать новые переходы становится сложнее – в дело приходится вступать самому принцу, а препятствий на пути появляется намного больше. Чтобы объяснить такие «перелеты» с точки зрения логики, разработчики ввели в игру понятие «платформа силы». Силовые платформы представляют из себя яркие круги на стенах и позволяют героям перемещаться в другие точки карты.
Рассказывать о сюжете Prince of Persia и способах перемещения в сказочном мире можно еще долго, однако куда интереснее остановиться на деталях, делающих новую игру совершенно отличной от предшественниц.
Таким мы его еще не знали
Да, такого принца мы еще не знали. Из брутального типа, устраивавшего кровавые массакры в Prince of Persia: Warrior Within, он превратился в веселого и беззаботного парня. Небрежно наброшенный на шею красно-синий шарф, сине-голубые глаза, постоянные шутки-прибаутки в его исполнении делают из него совершенно нового героя. Пожалуй, в нынешнем Prince of Persia мы узнали о его прошлой жизни десять раз больше, чем во всех предыдущих сериях. С юмором у юноши полный порядок – без отрыва от гимнастических упражнений, он умудряется не только подшучивать над Эликой, но и комментировать текущую ситуацию. «Механизмы, рычаги, механизмы… Почему нельзя просто стукнуть, чтобы все заработало?» – этими словами встречает принц очередной несложный паззл. «– Ты невероятный циник. – Не циник, а реалист» – вот пример одного из множетсва диалогов между принцем и Эликой. Оживляют игровой процесс такого рода разговоры очень здорово.
Отнюдь не меньшая революция случилась и со спутницей главного героя. Теперь присутствие девушки рядом с принцем обусловлено не только данью традициям, но и самым непосредственным образом влияет на геймплей. Элика наделена даром парить некоторое время в воздухе, поэтому теперь принц всегда может рассчитывать на помощь со стороны. Допрыгнуть до невероятно далекой колонны? Нет проблем – в середине полета Элика подхватывает героя и придает ему дополнительное ускорение. Самым инновационным и наиболее критикуемым поклонниками серии приемом стал отказ разработчиков от «смерти» принца. Он не может погибнуть, сорвавшись в пропасть, или угодив под руку врага – на помощь всегда приходит Элика, которая возвращает принца где-нибудь неподалеку. Благодаря такому приему необходимость в играх со временем отпала – отмотать действия на несколько мгновений назад или замедлить ход развития событий нельзя.
Процентное соотношение геймплея резко сместилось в сторону акробатики – доставать меч из ножен и сражаться с врагами принцу доводится не так уж часто. Правило «семеро на одного» в Prince of Persia не действует – в бою принимают участие только противник и принц с Эликой. Слуги Ахримана имеют несколько состояний – иногда им невозможно нанести урон обычным оружием, иногда бесполезными оказываются магические атаки, за которые ответственна Элика. Все противники в игре имеют классические для аркад полосочки жизни, хелсбары. Однако для устранения обычного монстра вовсе не обязательно опустошать хелсбар врага и тратить драгоценное время – принц и Элика могут исполнить одно из десятков комбо, в результате которого противник улетит в пропасть или получит критический урон.
Однако самые яркие сражения подарят, конечно, боссы. Помимо уникальных атак и запоминающейся внешности, боссы удивительно живучи и заставят попотеть даже опытных игроков. Средняя продолжительность каждой битвы с «толстокожим» составляет 5-10 минут, причем за это время приходится прибегать к помощи блоков, комбо-ударов и различного рода хитростям. Поиск слабых мест у боссов не занимает много времени, однако каждая виктория над оппонентом вызывает удовлетворение.
В разговоре о Prince of Persia нельзя не упомянуть о таком понятии, как «стиль». В новой игре стильно все – локации, герои, графика, музыка. Персидский дворец не только огромен, но и на удивление разнообразен – только здесь можно увидеть парящие в воздухе тронные залы, смотровые башни под самым небосводом и смотровые площадки под самыми немыслимыми углами. Перемещается между всем этим принц на удивление легко – достаточно лишь не зевать и вовремя нажимать нужную кнопку. При этом не нужно думать, что для получения удовольствия от акробатики нужно иметь пальцы, как у пианиста – разработчики не только научили героя новым трюкам, вроде продолжительного бега по стенам или лазанию по потолку, но и сделали управление максимально простым.
О внешности нового Prince of Persia красноречивее всего скажут окрестные скриншоты, глядя на которые нельзя не вспомнить о классических арабских сказках. Мультяшного вида герои действуют в мультяшного вида декорациях, которые насквозь пропитаны стилем. Несмотря на отсутствие фотореалистичности, героям хочется сопереживать и вникать в их проблемы. Мир хочется исследовать и открыть полностью. Это ли не сказка?
Конечно, Prince of Persia при ближайшем рассмотрении оказывается далеко не идеалом – есть в игре и малозаметные минусы. Большинство негатива связано с рутиной, которую навязывают нам разработчики. Например, чтобы открыть новые локации и перейти к схватке со следующим боссом, необходимо собрать определенное количество Семян Света. Понятное дело, сгустки света чаще всего находятся в труднодоступных местах и чтобы их получить, приходится немало постараться. Или повторяющиеся схватки с боссами. По большому секрету скажем, что с каждым слугой Ахримана доведется встретиться по пять раз. Пять раз колошматить пусть и очень красиво нарисованного босса? Увольте – в свое время именно за привычку подбрасывать одних и тех же боссов досталось на орехи разработчикам Devil May Cry 4.
Но вся эта критика – ничто по сравнению с тем, что удалось провернуть студии Ubisoft Montreal. Отказаться от успешных идей предыдущих частей сериала и представить новую игру со знакомым героем – это ли не подвиг во время бесконечных сиквелов, приквелов и римейков? Так что даже не задумывайтесь – время сказок не закончилось вместе с детством и теперь есть отличный шанс в этом убедиться.